Развитие речи в дошкольном возрасте по средством театральной деятельности.


Организация работы по развитию речи детей раннего возраста.
В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребёнка. И только при благоприятных условиях, ребёнок успешно пройдёт все стадии речевого развития, которые позволят ему понимать речь, самому свободно общаться со сверстниками и взрослыми.
Организация работы по развитию речи детей раннего возраста включает в себя нескольких этапов.
На первоначальном этапе проводилась диагностика нервнопсихического развития по методике К.Л. Печоры, Г.В. Пантюхиной. Также определялся уровень театрально-игровой деятельности детей по методике Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович. Диагностика показала, что у детей слабая активность во время игр со стихотворным сопровождением, они часто отвлекаются, без особого желания наблюдают за действиями персонажа.
На втором этапе: изучалась методическая литература; исследовались разные виды художественных произведений (малые фольклорные формы, стихи, сказки, рассказы), отбирались сюжеты из повседневной жизни детей; подготавливались персонажи.
Далее произведения подвергались дидактической обработке: подбирались вопросы и задания от персонажей, направленных на активизацию речевой деятельности малышей; физкультминутки, подвижные игры, загадки так, чтобы они были объединены общим сюжетом; оборудование для создания сказочного сюжета.
Следующий этап - творческое применение театрализованных игр на практике.
В содержание занятий по театрализованной деятельности включаются: • игры-имитации образов животных, людей;
• игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки;
• игры в кукольный театр (основы кукловождения и кукольного театра);
• инсценировки произведений;
• театрализованные действия (праздники, досуги, развлечения);
• основы актёрского мастерства, техника речи;
• самостоятельная театрально-игровая деятельность.
При этом особое место в работе с детьми раннего возраста занимает кукольный театр.
Организация работы строится по единой схеме:
• введение в тему, создание эмоционального настроения;
• театрализованная деятельность (в разных формах), где все участники (дети и взрослые) имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
• эмоциональное заключение.
Определяя содержание и формы обучения с детьми раннего возраста необходимо придерживаться следующих принципов:
• опоры на различные анализаторы;
• учета зоны ближайшего развития;
• наглядности;
• усложнения материала;
• реализации деятельностного подхода;
• учет возрастных особенностей в выборе средств, методов и приёмов.
Программа занятий
Цель и задачи развития речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности.
Цель: сформировать у детей раннего возраста интерес к сказке, театрализованной деятельности.
Задачи:
• формировать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
• расширять словарь детей, активизировать его;
• совершенствовать диалоговую речь;
• формировать желание перевоплощаться в изображаемые образы, используя различные средства выразительности (поза, движение, жест, мимика);
• способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с игрушками и театральными куклами;
• развивать внимание у ребенка, слушать речь взрослого и понимать содержание, действовать в соответствии с ним;
• развивать интонационную выразительность речи (эмоциональность);
• воспитывать выдержку, развивать память;
•развивать умение с помощью взрослого инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок;
• развивать умственную и речевую активность.
Организационный раздел.
Организация кружковой деятельности.
Форма занятий- кружковая работа.
Время проведения: 1 раз в неделю (вторая половина дня), каждый четверг.
Длительность: 10 минут.
Количество: 16 детей.
Методы: Словесные – беседы, чтение художественной литературы, рассказывание. Наглядные – рассматривание книг, иллюстраций. Практические – театрализованные представления для детей.
Тематическое планирование на 2024-2025 уч. Год
Месяц |
Тема |
Цель |
|
Сентябрь |
1 неделя: «Давайте познакомимся». 2-3 неделя: Рассказывание и пересказ народной сказки: «Курочка Ряба» 4 неделя: Театрализация по сказке «Курочка Рябa». |
Рассматривание ширмы для кукольного театра, рассматривание театральных игрушек, персонажей для настольного театра, игра: «Скажи свое имя ласково», народная игра. Знакомство со сказкой «Курочка Ряба», учить детей пересказывать сказку.
Развивать речи, поддерживать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности. |
|
Октябрь |
1-2 неделя: Чтение и пересказ сказки «Репка» 3-4 неделя: Театрализация сказки «Репка» |
Знакомство со сказкой «Репка», учить детей пересказывать сказку. Учить обыгрывать роли по сказке «Репка», развивать желание помогать родным и друзьям |
|
Ноябрь |
1-2 неделя: Чтение и пересказ сказки «Теремок» 3-4 неделя: Театрализация сказки «Теремок» |
Знакомство со сказкой «Теремок», учить детей пересказывать сказку, рассмматривание иллюстраций к сказке «Теремок» Учить детей обыгрывать роли, сопереживать героям. |
|
Декабрь |
1-2 неделя: Чтение сказки В. Сутеева «Кто сказал мяу?» 3-4 неделя: Театрализация сказки «Кто сказал мяу?» |
Познакомить детей со сказкой Сутеева В.Г. «Кто сказал «мяу»?, развивать умение узнавать животных по голосам; развивать речь, память. Учить детей внимательно слушать сказку, формировать необходимый запас эмоций, развивать воображение. |
|
Январь |
1-2 неделя: Пальчиковые игры по сказкам |
Развивать мелкую моторику рук, вспомнить знакомые сказки. |
|
Февраль |
1-2 неделя: Знакомство со сказкой «Колобок» 3-4 неделя: Театрализация сказки «Колобок» |
Знакомство с новой сказкой «Колобок», учить пересказывать сказку, сопереживать героям сказки. Рассматривание иллюстраций к сказке. Учить обыгрывать роли. |
|
Март |
1-2 неделя: Знакомство со сказкой, пересказ «Заюшкина избушка» 3-4 неделя: Театрализация сказки «Заюшкина избушка» |
Знакомство с новой сказкой, учить детей пересказывать сказку, сопереживать герою сказки. Учить обыгрывать роли. |
|
Апрель |
1-2 неделя: Чтение сказки «Три медведя» 3-4 неделя: Театрализация сказки «Три медведя» |
Учить детей внимательно слушать сказку, на основе русской народной сказки и сказочных героев, обучать детей оценивать свои и чужие поступки. Развивать речи, поддерживать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности. |
|
Май |
1-2 неделя: Д/ игра «Угадай из какой я сказки». 3-4 неделя: Конкурс рисунков «Мой лучший сказочный герой». |
Закрепить с детьми названия и персонажей знакомых детям сказок, творческое воображение, воспитывать у детей интерес к сказкам. Развитие совместного творчества родителей и детей. |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника