Развитие речи в дошкольном возрасте по средством театральной деятельности.

Педагогический работник Миронова Ксения Николаевна.
Педагогический работник
Миронова Ксения Николаевна

Организация работы по развитию речи детей раннего возраста.

В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребёнка. И только при благоприятных условиях, ребёнок успешно пройдёт все стадии речевого развития, которые позволят ему понимать речь, самому свободно общаться со сверстниками и взрослыми.

Организация работы по развитию речи детей раннего возраста включает в себя нескольких этапов.

На первоначальном этапе проводилась диагностика нервно­психического развития по методике К.Л. Печоры, Г.В. Пантюхиной. Также определялся уровень театрально-игровой деятельности детей по методике Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович.  Диагностика показала, что у детей слабая активность во время игр со стихотворным сопровождением, они часто отвлекаются, без особого желания наблюдают за действиями персонажа.

На втором этапе: изучалась методическая литература; исследовались разные виды художественных произведений (малые фольклорные формы, стихи, сказки, рассказы), отбирались сюжеты из повседневной жизни детей; подготавливались персонажи.

Далее произведения подвергались дидактической обработке: подбирались вопросы и задания от персонажей, направленных на активизацию речевой деятельности малышей; физкультминутки, подвижные игры, загадки так, чтобы они были объединены общим сюжетом; оборудование для создания сказочного сюжета.

Следующий этап - творческое применение театрализованных игр на практике.

В содержание занятий по театрализованной деятельности включаются:  • игры-имитации образов животных, людей;

• игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки;

• игры в кукольный театр (основы кукловождения и кукольного театра);

• инсценировки произведений;

• театрализованные действия (праздники, досуги, развлечения);

• основы актёрского мастерства, техника речи;

• самостоятельная театрально-игровая деятельность.

При этом особое место в работе с детьми раннего возраста занимает кукольный театр.

Организация работы строится по единой схеме:

• введение в тему, создание эмоционального настроения;

• театрализованная деятельность (в разных формах), где все участники (дети и взрослые) имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;

• эмоциональное заключение.

Определяя содержание и формы обучения с детьми раннего возраста необходимо придерживаться следующих принципов:

• опоры на различные анализаторы;

• учета зоны ближайшего развития;

• наглядности;

• усложнения материала;

• реализации деятельностного подхода;

• учет возрастных особенностей в выборе средств, методов и приёмов.

Программа занятий

Цель и задачи развития речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности.

Цель: сформировать у детей раннего возраста интерес к сказке, театрализованной деятельности.

Задачи:

• формировать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

• расширять словарь детей, активизировать его;

• совершенствовать диалоговую речь;

• формировать желание перевоплощаться в изображаемые образы, используя различные средства выразительности (поза, движение, жест, мимика);

• способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с игрушками и театральными куклами;

• развивать внимание у ребенка, слушать речь взрослого и понимать содержание, действовать в соответствии с ним;

• развивать интонационную выразительность речи (эмоциональность);

• воспитывать выдержку, развивать память;

•развивать умение с помощью взрослого инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок;

• развивать умственную и речевую активность.

                           Организационный раздел.

Организация кружковой деятельности.

Форма занятий- кружковая работа.

Время проведения: 1 раз в неделю (вторая половина дня), каждый четверг.

Длительность: 10 минут.

Количество: 16 детей.

Методы: Словесные – беседы, чтение художественной литературы, рассказывание. Наглядные – рассматривание книг, иллюстраций. Практические – театрализованные представления для детей.

Тематическое планирование на 2024-2025 уч. Год

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь

1 неделя: 

«Давайте познакомимся».

2-3 неделя:

 Рассказывание и пересказ народной сказки: «Курочка Ряба»

4 неделя: 

Театрализация по сказке «Курочка Рябa».

Рассматривание ширмы для кукольного театра, рассматривание театральных игрушек, персонажей для настольного театра, игра: «Скажи свое имя ласково», народная игра.

Знакомство со сказкой «Курочка Ряба», учить детей пересказывать сказку.


 

Развивать речи, поддерживать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

Октябрь

1-2 неделя:

Чтение и пересказ сказки «Репка»

3-4 неделя:

Театрализация сказки

«Репка»

Знакомство со сказкой «Репка», учить детей пересказывать сказку.

Учить обыгрывать роли по сказке «Репка», развивать желание помогать родным и друзьям

Ноябрь

1-2 неделя:

Чтение и пересказ сказки «Теремок»

3-4 неделя:

Театрализация сказки «Теремок»

Знакомство со сказкой «Теремок», учить детей пересказывать сказку, рассмматривание иллюстраций к сказке «Теремок»

Учить детей обыгрывать роли, сопереживать героям.

Декабрь

1-2 неделя:

Чтение сказки В. Сутеева «Кто сказал мяу?»

3-4 неделя:

Театрализация сказки «Кто сказал мяу?»

Познакомить детей со сказкой Сутеева В.Г. «Кто сказал «мяу»?, развивать умение узнавать животных по голосам; развивать речь, память.

Учить детей внимательно слушать сказку, формировать необходимый запас эмоций, развивать воображение.

Январь

1-2 неделя:

Пальчиковые игры по сказкам

Развивать мелкую моторику рук, вспомнить знакомые сказки.

Февраль

1-2 неделя:

Знакомство со сказкой «Колобок»

3-4 неделя:

Театрализация сказки «Колобок»

Знакомство с новой сказкой «Колобок», учить пересказывать сказку, сопереживать героям сказки. Рассматривание иллюстраций к сказке.

Учить обыгрывать роли.

Март

1-2 неделя:

Знакомство со сказкой,

пересказ «Заюшкина избушка»

3-4 неделя:

Театрализация сказки «Заюшкина избушка»

Знакомство с новой сказкой, учить детей пересказывать сказку, сопереживать герою сказки.

Учить обыгрывать роли.

Апрель

1-2 неделя:

Чтение сказки «Три медведя»

3-4 неделя:

Театрализация сказки «Три медведя»

Учить детей внимательно слушать сказку, на основе русской народной сказки и сказочных героев, обучать детей оценивать свои и чужие поступки.

Развивать речи, поддерживать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

Май

1-2 неделя:

Д/ игра «Угадай из какой я сказки».

3-4 неделя:

Конкурс рисунков «Мой лучший сказочный герой».

Закрепить с детьми названия и персонажей знакомых детям сказок, творческое воображение, воспитывать у детей интерес к сказкам.

Развитие совместного творчества родителей и детей.

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie