игры с логическими блоками Дьенеша и палочками Кюизенера

Педагогический работник Алексеева Наталья Леонидовна.
Педагогический работник
Алексеева Наталья Леонидовна

Программа «Игры с логическими блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для детей дошкольного возраста (2-7 лет)», носит развивающий характер и, как правило, проходит в игровой форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно – поисковыми задачами. Наряду с традиционными формами работы – «занимательным делом» используются и нетрадиционные:

Образовательная деятельность в форме игры.

Для создания положительного эмоционального настроя в данном виде деятельности используются любимые мультипликационные и сказочные герои, сюжеты. Структурно занятия представлены из 4 – 6 взаимосвязанными между собой по содержанию, но разной степени сложности играми, знакомыми и новыми для детей. Большое значение придается созданию непринужденной обстановки: дети выполняют занятия за столом, на ковре, у мольберта.

Образовательная деятельность в форме путешествия.

Строится на последовательном «передвижении» детей от одного пункта назначения к другому. Материал, который широко используется в «путешествиях» - карты придуманной страны знакомого микрорайона, детской площадки, стрелки, указатели, схемы, направляет внимание ребенка. Развивает умения ориентироваться в пространстве, на плоскости, обозначить пространственные отношения на плане, схеме. Такая форма занятия требует от детей организованности, а от взрослого – умение, поддерживать интерес детей, стимулировать активность.

Образовательная деятельность в форме беседы.

Предполагает организацию познавательного общения педагога с детьми и детей между собой. Педагогу очень важно создать условия для развития речевой активности ребенка – подобрать вопросы, которые не требуют ответа «да» или «нет», наглядный материал. Познавательное общение предполагает обмен информацией, наблюдениями, впечатлениями, высказывание своего отношения к обсуждаемому. В процессе такого занятия дети учатся диалогу. Занятие – беседа помогает приобрести умения отстаивать свою точку зрения, аргументировать высказывания, формирует культуру общения.

Используемые методы:

 - репродуктивный (воспроизводящий);

 -  иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

 - проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);

 -  эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

  В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

  В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, когда воспитатель,  вместе с дошкольниками, выполняет  работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения. Задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в математической.

  Методика организации работы детей дошкольного возраста по обучению занимательной математикой основывается на принципах дидактики: систематичность, последовательность, доступность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей. Качество детских работ зависит от:

  • грамотного методического руководства со стороны взрослых;
  • уровня умственного развития ребёнка, развития представлений, памяти, воображения (умения анализировать образец, планировать этапы работы, адекватно оценивать результат своего труда и т.д.);
  • степени сформированности у детей конкретных практических навыков и умений работы с материалом;
  • развития у ребёнка таких качеств как настойчивость, целеустремлённость и внимательность, любознательность, взаимопомощь и др.

  Формы работы:

  - игры;

  - беседы, работа с наглядным материалом;

  - практические упражнения для отработки необходимых навыков.

Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).

Программа занятий

В современном обществе целью развития дошкольников является всестороннее гармоничное развитие личности. Игра – ведущий вид деятельности, в которой ребенок учится, развивается и растет.

Развивающие игры являются одним из средств умственного развития ребенка. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении.

Цель программы: развитие нестандартного мышления и познавательных способностей дошкольников, в работе по формированию логико-математического мышления обучающихся дошкольного возраста посредством логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.

 Внедрение блоков Дьенеша в дошкольный педагогический процесс позволяет решать следующие группы задач:

Образовательные:

  • закрепление знаний о ключевых геометрических фигурах;
  • накопление знаний о свойствах предметов: форме и цвете, размере и толщине;
  • совершенствование мыслительных операций: анализа и синтеза, классификации, кодирования и декодирования информации;
  • формирование основ алгоритмического мышления.

Развивающие:

  • развивать мыслительные умения: (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию), а также логические операции «не», «и», «или»;
  • развивать познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, воображения;
  • развивать способности к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения, проявления инициативы и самостоятельности в игре, общении, познавательно - исследовательской деятельности, конструировании и др.

Воспитательные:

  • воспитание настойчивости, усидчивости, самостоятельности;
  • воспитывать познавательный интерес к играм с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера, следовать социальным нормам поведения и правилам игры, а также в  разных ситуациях общения.

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie